КОММУНИКАТИВНОЕ НАМЕРЕНИЕ

Отсюда http://nepsyholog.livejournal.com/1321.html

Пообщалась тут с дамами, в кулуарах, на тему «обидел, и сам же потребовал извинений». и как это понять, и что делать с этим вообще..
Как всегда, гендерные роли в этой ситуации могут распределяться произвольно.

Вообще, это самое коммуникативное намерение — штука сложная и запутанная. Например, если вы вздумаете подать накого-нибудь в суд за оскорбление, то дело будет долгим и тягомотным. Сперва данное оскорбление отправляется на филологическую экспертизу, на которой профессор в очках доллжен установить, употреблялись ли общепринятые оскорбительные слова. Мы их все знаем, перечислять не буду.)
Потом наступает очередь суда, и вот тут Ихней Чести можно только посочувствовать. Потому что суд и должен, собственно, установить — было то самое «коммуникативное намерение»=цель оскорбить, или нет. И как это установить, один Бог знает.

Потому что в общении с моей ближайшей подругой я за вечер 5 раз могу сказать тычтодураштоле, и столько же раз в ответ услышать. Общаемся мы так, стиль у нас такой. Ей можно, другим нет.
Хорошо, с дурой все понятно более менее.
А если новая подруга обращается к стокилограммовому двухметровому мэну, в присутствии его друзей — Сюсюнечка?

А может быть оскорбительным слово «Ярославль»? Ну бред же?

Моя подруга, какое-то время назад, общалась с парнем, который недавно с девушкой расстался. Умный, красивый, перспективный. В общении очень приятный, воспитанный. Девушка коренная москвичка, парень, как уже все догадались, из Ярославля. Я сто лет на свете проживу, все равно не пойму, почему это стыдно — быть из Ярославля. Но. В каждом конфликте, при каждой размолвке, при любом его. реальном или выдуманном косяке, его ярославское происхождение склонялось по всем падежам. Парень, к счастью, оказался не дурак, и после парочки разъяснительных бесед с гордой москвичкой расстался.

Было ли у нее коммуникативное намерение его оскорбить? Да БЫЛО. Что бы она сама не лепетала в свое оправдание. И «ярославскую карту» она разыгрывала бы еще 25 лет, случись им столько вместе пробыть. Особенно когда больше приколупаться не к чему.

Мне лично повезло. В силу (не зависящей от меня, а заложенной при рождении) структуры моей личности, мне глубоко плевать с горы, на то, что там на самом деле имел в виду тот или иной лузер, и хотел ли он меня обидеть «на самом деле», или просто.. так получилось. Мне неприятно. И мне этого совершенно достаточно. В малых и средних случаях я предупреждаю, в острых — стреляю сразу. И мне плевать, что не хотели и в виду не имели. Потому что — имели.

Сама я нецеленаправленно людей не обижаю. И не обзываю. А уж если это делаю, то с полной отдачей себе отчета, и крайне целенапраленно. А остальные вокруг — дебилы что ли? Вообще не соображают, что говорят?

Некий уважаемый мной гражданин очень не любит свое домашнее детское имя. Мне это имя как раз очень нравится, но речь не обо мне. Это ведь его имя, правда? и ему оно — неприятно. Почему-то. А так как я его, как выше было сказано, уважаю, и желания его — уважаю, то никогда, даже «случайно» (потому что не бывает таких случайностей!) его так — не называю. От своих близких из детства он иногда согласен это потерпеть. От остальных — нет. Это ведь так просто, правда? И ему дергаться не надо, и мне фуфло бормотать, про как мне (причем здесь я?!) имя нравится и как я (какое мое дело?) считаю, что ему оно идет.

Людям логического склада предложила бы справляться с этой проблемой следующим образом.
Выработать для себя условную схему взаимодействия с яженехотелами и тычёобиделась?

1. Почувствовав обиду, ее надо осознать, а не загонять вглубь, и не убалтывать себя, ища объяснений иногда даже вместо обижателя.
2. Пояснить яженехотельщику в крайне неизысканных выражениях, не допускающих двойственного толкования

вот как-то так)

3. В случае повторения — рвите отношения, особенно если они находятся в начальной стадии. Это всегда легче, чем потом квартиры делить, алименты платить, и шантаж детьми выдерживать.

4. На работе — устраивайте такой скандал, чтоб небу тошно стало. Орите, швыряйтесь, требуйте руководство, угрожайте Трудовой инспекцией.  (NB: это особенно эффективно, если ваши результаты в работе все-таки стоят того, чтобы вас на ней держать).

Поймите одно: это НЕ ВАЖНО, как именно вас оскорбляют. Если лично вы считаете оскорбительным слово «ромашка», и вас, после нескольких предупреждений, продолжают так называть, это — оскорбление. Причем целенаправленное и преднамеренное.

Отстаивайте свои границы сейчас, если не хотите вскорости унитазы смывать за наглой тварью, как в фильме «Страх и трепет».

Никто и никогда не развалит вашу жизнь, появившись в ней вчера. Сдача границ происходит постепенно. И это ваше дело, научить других людей их уважать.

Как получалось?
В школе, на работе, в отношениях?