Мифология лежит в основе всех национальных культур. Если процесс развития какого-либо народа начался исторически недавно и у него нет своей древней мифологии, он создает современную. Мифы способствуют единению общества, участвуют в формировании менталитета народа через сохранение определенных стереотипов мышления и поведения. Мифология — не просто сказки или фантастические представления, это — обобщенный опыт жизнедеятельности предков, отраженный и сохраняемый через систему образов.
О мифологии белорусов рядовой читатель почти ничего не знает. В научных и популярных изданиях, особенно российских, отдельные персонажи белорусских мифов подаются как общеславянские, не оговаривается их принадлежность к белорусской культуре.
Да, белорусская мифология сохраняет некоторые общеславянские корни и отдельных персонажей, таких, как Перун, Ярила, Велес. Но мифы белорусов значительно богаче мифологий наших соседей-славян — русских, украинцев, поляков. В них больше персонажей; много таких, которых вообще нет в мифологиях названных народов: Зюзя, Баламутень, Зазовка… Об этом еще в XIX веке говорили белорусские ученые З.Даленга-Ходоковский и А.Киркор, которые провели сравнительный анализ белорусской мифологии с мифологиями народов-соседей.
Образами богов, духов, героев белорусы наполнили всю окружающую их среду: от земных недр до высокого неба. Мифологическими персонажами населены леса, поля, реки, болота. Им находится место в дамах, банях, сараях и других постройках. Одних любили, других ненавидели, над третьими посмеивались. Солнце, звезды, деревья, реки, животные, растения были для наших предков одушевленными существами. Многое в нашей мифологии утеряно, но и то, что сохранилось, — бесценное сокровище, которое необходимо сберечь и передать потомкам.
Авторы стремились в сугубо информативном, сжатом виде представить читателю наиболее древний пласт мифологических представлений нашего народа.
Происхождение и строение мира
Огонь для наших предков — мужская основа мира. Он может быть разным: небесным, подземным, живым, земным. Вода — женская основа. Она также бывает нескольких видов: небесной, земной, подземной, живой и мертвой. Из этих двух первоэлементов была создана Земля. А произошло это так.
Когда-то весь мир состоял из света и мертвой воды, посреди которой находился камень. Однажды бог Перун разгневался и давай метать стрелы в камень. Одна стрела попала в цель и высекла три искры: белую, желтую и красную. Искры упали в воду и взбаламутили ее. Свет посерел, как будто небо затянулось тучами. Через некоторое время стало видно, что среди воды появилась земля. Затем возникла жизнь: леса, трава, звери, рыбы и — человек.
Создателями мира были Белбог — старший бог неба, олицетворение добра, светлого начала, и Чернобог — бог тьмы, зла. Весь мир древние белорусы делили на три части: верхнюю, среднюю, нижнюю. Верхняя — Небо — место нахождения главных богов — богов света, добра. Средняя часть — Земля, здесь живут земные боги, множество добрых и злых духов, люди, животные, растут дивные растения. Нижняя часть — Подземный мир — место обитания подземных богов и духов, в большинстве своем недобрых, олицетворяющих тьму, зло, холод.
Все три мира соединены между собой мировым древом. У белорусов это Дуб. Корни Дуба уходят в Подземный мир, ствол находится в среднем, а крона достигает Неба. Место, где растет Дуб, является центром мира. Находится этот центр где-то далеко, но дорога к нему хорошо известна. Из хаты во двор, со двора в поле. Через поле, реку, через лес и горы, к синему морю. Средь синего моря — остров. На нем камень. На том камне растет Дуб. Вот здесь и находится центр мира.
Мировое древо не только скрепляет и поддерживает три части мира, по его стволу и ветвям герои могут попасть на Небо, а через дупло спуститься в Подземный мир.
Обитает в центре мира Князь змей, внешним видом похожий на большую змею. Змеиный князь имеет жену, детей и много змей-слуг. Белорусы считали, что сам Князь змей добрый и хорошо относится к людям. Но его подчиненные — злые и несут вред как людям, так и домашним животным. Люди через заговоры обращались к Князю с просьбами: помочь больным животным или человеку, успокоить своих змей, чтобы не жалили людей и скот. Если это не помогало, угрожали усмирить змей-слуг и даже его самого с помощью богов. Грозились сжечь его дом, послать на него молнию, гром небесный.
Где-то там, за морем, недалеко от центра мира есть Вырай — пространство, куда отлетают души умерших людей. Но не каждая душа попадает в Вырай, а только та, которую отметят боги Неба. Там души людские продолжают жить, не ведая страданий и горя. Вырай — страна вечного света и тепла, прекрасных садов и животных. Люди при жизни туда проникнуть не могут. В этой жизни Вырай доступен только птицам и змеям. Пернатые улетают туда на зиму, а летом снова возвращаются в края, где живут люди.
Белорус живет на своей земле. Все, что за границами его земли — чужой мир: незнакомый, непонятный, даже враждебный, а главное — труднодоступный. Чужой мир находится за лесами, горами, морями, отгорожен огненной рекой; преодолеть все эти преграды могут только герои, да и то с помощью богов или их помощников — священных зверей.
Путешествия в чужие края небезопасны. Где-то там живут дикие люди. Они не имеют одежды, обросли шерстью, у них длинные хвосты и большие уши, как у вола, один глаз на лбу. Они не говорят, только пищат. Дикие люди ничем не занимаются, лежат себе возле дорог, убивают людей и съедают их.
Откуда-то оттуда, из чужого мира, появляется чудовище Цмок. Цмок — самый страшный зверь на свете, который прыгает по земле и летает по воздуху. Он несет людям горе и разрушение. Поэтому белорусы добавляют к его имени эпитеты «проклятый», «поганый». Величиной он с хату. Может иметь три, шесть, девять, двенадцать голов больших, как кадки. Из ноздрей бьет пламя. У него есть крылья, руки и ноги, на которых когти, как мечи. Свое появление сопровождает разными звуками: шипит по-змеиному, ревет по-звериному. Цмок все крушит на своем пути.
Каждая часть мирового пространства обязательно имеет своего хозяина, владыку — главного бога. Ему подчиняются менее значимые боги, а им в свою очередь духи, священные животные.
Смысл существования богов, духов — человек. За человека и владение Землей идет борьба между богами света и тьмы, добра и зла. Боги света и добра способны уничтожить темные силы, но не делают этого, чтобы у людей сохранялся страх, иначе они и богов бы забыли.
Верхний мир
Небо
Небо имеет семь слоев. Это огромный купол, сделанный из стекла. Человек видит только первое небо, на котором располагаются звезды. Первое небо также удерживает воду, которую на небо поднимает радуга, опустив один конец в море или реку. Вода попадает в тучи и разносится по всему свету, просеивается через облака, как через сито, и дождем падает на землю. Когда облака сильно прорвутся, дождь льет как из ведра. Боги живут на седьмом небе.
Солнце раненько поднимается из-за земли и катится по небу на запад. Каждый вечер оно купается. Ночью заходит под землю и там отдыхает, а с приходом нового дня опять поднимается. Солнце — это тот огонь, который греет небо. Нет на свете сильней огня, чем солнечный.
На первом небе люди могут также наблюдать красивейшие звезды и созвездия: Ситка, Зарница, Вечерница, Воз и другие, каждое из которых играет определенную роль в жизни людей. Зарница — большая звезда, которая светит до раннего утра. Она будит людей и зовет их на работу. Вечерница — вечерняя звезда. Бог посылает ее осмотреть землю, прежде чем наступит темнота Ночи. На севере всегда стоит Воз, в который запряжены медведи.
Звезд на Небе столько, сколько на свете людей. Когда рождается человек. Бог зажигает на небе звезду, а когда человек умирает, его звезда падает с неба.
Млечный Путь Бог сотворил, чтобы птицы знали, как лететь в Вырай. Поэтому его в народе называют Гусиным шляхом, или Птичьей дорогой.
Когда Месяц состарится, Бог крошит его на звезды. Один кусочек месяца кладет в дежку, на закваску, поднимается опара, тесто подходит и переливается через край. Так рождается молодой Месяц.
Появление на небе Метлы (кометы) — предупреждение людям о большом несчастье, которое их ожидает: война, голод, мор на людей или скотину.
Боги неба
Боги живут на седьмом небе в большом дворце. Повелитель неба — Сварог. Он владеет Небесным огнем, мастерством кузнечества, которому научил людей. Сварог — отец Дажбога.
Дажбог — бог Солнца. Его воображали красивым, сильным юношей. Он защитник и учитель земледельцев. Белорусы — Дажбоговы внуки. Он дает им физическую силу, здоровье, мастерство. Дажбог хранит земные ключи: он замыкает землю на зиму и отдает ключи птицам, которые несут их в Вырай. Весной птицы возвращают ключи, и Дажбог отмыкает землю.
Макошь — богиня времени и судьбы людей. Покровительница женщин и женских ремесел: ткачества, прядения, вышивания, которыми и сама богиня владеет в совершенстве.
Стрибог — бог ветров.
Ярила — молодой красивый юноша, разъезжает на белом коне и в белом плаще; на голове у него венок, в руках колосья, ноги босые. Ярила — бог весенней плодовитости и любви. По приказу матери он открывает ворота неба и на белом коне приезжает на землю, а с его приходом начинается настоящая весна. В этот день выпускают скотину в поле. А в последующие дни, до конца апреля, белорусы водят хороводы, поют песни. Ярила покровитель чувственной любви. Поэтому не считалось злодеянием под его прикрытием и согрешить. Собирались в хороводы все жители селении, у всех участников — венки из свежих цветов. На праздник почитания Ярилы происходили эротические действа и кража жен.
Перун — бог неба, сын Белбога. Статный, красивый, черноволосый мужчина, с длинной золотой бородой. Ему подчиняются небесные боги и духи добра. Он ездит по небу на громовых жерновах, которые несут Гарцуки — духи, подвластные Перуну. Разъезжает Перун с огненным луком — Вясёлкай, из которого пускает стрелы-молнии. Перун всегда сражается со слугами Чернобога, настигая их в небе и на земле. Чернобог нагоняет тучи, чтобы заслонить Солнце, собрать в них напиток жизни — воду. Если стрела Перуна попадает в землю, то застревает в ней. Тому, кто найдет Перунову стрелу и принесет в дом, нечего бояться гнева бога: в этот дом молния никогда не ударит. Перун — властитель небесного огня. Он был справедливым судьей для людей. К нему они обращались с просьбой наказать обидчика: «Чтоб тебя Перун убил». В то же время Перун может гневаться и на людей, если они творят недобрые дела. Тогда он бьет в скалы, разбивает их и выпускает на землю огонь. Душа человека, убитого Перуном, сразу попадает в Вырай. Время господства Перуна от весны до осени, зимой он засыпает. Перун любит людей, охраняет их от злых духов.
Участником битв белорусов с недругами был Кара — бог войны и безжалостного уничтожения врагов.
Жена Перуна — Тётя — богиня лета, попечительница урожайности крестьянских полей, олицетворяла благополучие и щедрость. Тётя — дородная женщина зрелого возраста. Белорусы могли ее увидеть на поле, убранной спелыми колосьями, со зрелыми плодами в руках.
Лада — божество, которое поддерживает лад, порядок в семье. Богиня любви, красоты и плодородия. У нее есть дочка Ляля (Леля) — богиня весны, белорусы представляют ее молоденькой, красивой, стройной девушкой, одетой в длинные белые одежды. Весной Ляля приходит на землю, ее встречают девушки, перевязывают ей шею, руки и стан зелеными ветвями, на голову надевают венок из разных весенних цветов. Лялю сажают на земляную лавку, на которой с одной стороны поставлен кувшин с молоком, лежат сыр, масло, яйца, сметана и творог, а с другой — хлеб; возле ног кладут венки соответственно количеству девушек, участвующих в хороводе. Взявшись за руки, они танцуют вокруг Ляли и поют в ее честь песню. Ляля раздает всем девушкам по очереди молоко, масло, сыр и остальное, пока, наконец, ничего не останется. После этого девушки снова начинают танцевать вокруг Ляли. Та берет венки и бросает их по одному танцующим, пока все девушки не поймают по венку. «Красива, как Ляля», — так отмечали красоту земной девушки.
Знич — бог священного погребального огня, превращал тела и вещи покойника в пепел. Он же гасил зничку — звезду, зажженную в час рождения человека богом Родом.
Девоя — богиня невинности. У белорусов есть обычай при выходе девушки замуж праздновать последний день ее девичества. С потерей девичьей золотой вольницы каждая девушка теряет опеку Девои. Богиня известна практически по всей Беларуси, только под разными именами (например, Калая, Гожня, Сева и др.).
Люмбел — бог брака, который появляется перед молодоженами в день бракосочетания. Это красивый мальчик лет 10-12, одетый в белую рубаху с красным поясом, в красных сапогах, на голове венок из красных цветов.
Коляда — бог достатка и урожая, которого белорусы чествовали зимой на празднике его имени. Летние обряды находились под покровительством Кляскуна — бога луны. Это был красивый, веселый и умный юноша. А в полной мере отдавались белорусы утехам с Переплутом — богом веселья, песен, игр, шуток.
Боги не только знают обо всем, что творится на земле, но и активно вмешиваются в происходящее. Иногда они делают это сами, но чаще через посредников, которые передают их волю людям. Среди них Денница — богиня утреннего света, вестница солнца, которая ранним утром облетает землю оповещая о начале дня, и дает людям силы для работы. Как правило, посредниками между богами и людьми бывают духи.
Это мифологические существа, подчиненные богам, обычно связанные с жизненной средой человека или природой. Они постоянно находятся во взаимодействии с человеком. Духи по приказу богов помогают или вредят человеку. У них своя иерархия, есть главные, которым подчиняются остальные.
На службе у Перуна — Гарцуки — духи, подвластные только ему. Они живут где-то в больших горах. Во время восхода и захода солнца гуляют по горам; в полдень стрелою носятся на конях по полям и лесам, а ночью в виде разнообразных хищных птиц летают по поручениям Перуна. Гарцуков великое множество, они создают бури, вихри и другие разрушительные явления.
Посланниками богов могут быть и птицы. Вещими птицами являются орел, ворон, сорока, кукушка, сова. Все они могут предсказывать судьбы, однако надо понимать их язык. Чародеи — понимают, поэтому умеют предсказывать будущее. Наиболее сильным чародеям эти птицы служат, выполняя их поручения.
Нижний мир
Нижний мир размещается под землей. В нем есть реки, озера. Там живут маленькие люди. Они очень слабые, потому что здесь никогда не бывает солнца. Здесь же находится Навье — место, в котором живут самые злые, смертельные духи, крадущие души умерших с целью прервать вечную жизнь человека.
Боги подземного мира
Властелином нижнего мира является — Чернобог — бог тьмы, зла и смерти. Вместе с Белбогом он создавал свет, природу, человека.
Велес — бог подземного мира, хранитель богатства и домашних животных. Его представляли могучим великаном с длинными волосами и бородой. Он дает людям талант, высокий рост, хороший голос, тонкий слух. Велес породнил человека с животными, научил использовать их в хозяйстве. Он был покровителем вещунов и певцов. Земледельцы в дар богу всегда оставляли на поле «бороду» — клочок несжатых колосьев.
Жиж — бог огня. Живет он под землей, занят тем, что расхаживает и выпускает из себя огонь. Если ходит медленно, то земля согревается, а если быстро, разогревается слишком сильно, из-за чего возникают пожары, которые уничтожают леса, сенокосы, сушат огороды, поля становятся бесплодными. Когда говорят: «Жиж повадился» — значит, стали частыми засуха или пожары; «Прилипчивый, как Жиж»; «Жижка села» — это о высыпаниях или лишаях на теле.
Ох — маленький, бородатый божок, который живет под землей. Любит людей и всегда готов прийти им на помощь. Если кто-то, горюя, вздохнет: «Ох!», он выйдет из-под земли и спросит: «Чего требуешь?» И если человек не испугается и скажет, чего хочет, Ох выполнит его просьбу.
Кладник — подземный бог, который охраняет сокровища, клады. Это старик небольшого роста. Живет в подземных дворцах, украшенных драгоценными камнями и металлами. Одевается в серебряные одежды, носит золотые сапоги и золотую коническую шапку, опирается на посох из чистого серебра. Не любит тех, кто хочет завладеть его богатствами, и губит их. Он превращает поля в болота, чтобы помешать людям искать клады. Кто переступает границы болота — гибнет, так и не найдя сокровища.
Людям помогает бог осени — Житень, которого белорусы представляют не очень грозным и всегда чем-то недовольным. Житень — пожилой, небольшого роста мужчина, худой, костлявый, с растрепанными волосами, с тремя глазами (третий глаз на затылке); ходит очень тихо, согнувшись. Бродит он по полям и осматривает, хорошо ли убраны, и если найдет на жнивье колосья, то собирает их, связывает в сноп и переносит на чисто убранное поле. На следующий год там, где Житень нашел брошенные колосья, будет неурожай, и, наоборот, большой урожай будет на том поле, где он оставил сноп.
Временами Житень является белорусам в виде нищего с суровым лицом и грозит пальцем каждому встречному. Этим он предупреждает, что скоро будет всеобщий голод или неурожай, надо запасаться хлебом.
Зюзя — бог зимы. От глагола «зюзеть» — мерзнуть, околевать от мороза. Белорусы представляют Зюзю так: старый, с белыми, как снег, волосами и такой же длинной бородой, низенький, толстый, в белой теплой одежде, однако ноги его босые и голова ничем не покрыта. В руке носит железную булаву. Зюзя большую часть зимы проводит в лесу. Иногда заходит в деревню по разным причинам: чтобы предупредить крестьян о суровой зиме в будущем году, помочь кому-нибудь — например, спасти от холода бедную семью или просто поесть кутьи. Белорусы уважают Зюзю. Чтобы задобрить его, люди в канун Нового года откладывают немного кутьи в отдельную миску и оставляют на ночь на столе, приговаривая: «Зюзя на дворе — кутья на столе».
Зюзя, рассердившись на людей, так стучит своей булавой о какой-нибудь пень, что и дома трескаются. Если кто-то в это время находится в лесу и спросит: «Кто это там стучит?» — услышит ответ: «Сам Зюзя стучит, людей стыдит!»
Помощник бога зимы — Мороз (Дед Мороз, Ледяной Дед). Это старик с синим или красным носом. Он весь белый, потому что одет в снег, лед и иней, только губы у него красные. Вместо усов и бороды сосульки чуть ли не до земли. Иней — это пыль, что сыплется с Мороза.
Мороз любит бороться с солнцем, но не может его победить. Солнце любит пошутить с Морозом, а он злится и зовет на подмогу ветер. Зюзя посылает Мороза на помощь людям: настелить мосты через реки, озера, болота, принести здоровый воздух. Мороз крепчает — лед толстеет. Но и толстый лед стонет, когда он идет по нему. Это слышат все, кто живет вблизи реки, озера или пруда, на заре или когда восходит солнце. Треск и стуки в хате зимой приписывают Морозу, который имеет привычку присесть передохнуть на крестьянский дом. Чтобы задобрить Деда Мороза, на Коляды белорусы приглашают его в дом поесть кутьи. Хозяин открывает окно и, высунувшись из него, зовет «Мороз! Мороз! Иди кутью кушать. Летом не бывай, по межам не ходи, яровые не губи».
Летом Мороз прячется под колодой. Если же он является поздней весной или ранней осенью, а уж тем более летом, значит, его послали злые духи.
Навье
В мире Навье всем заправляет богиня смерти — Паляндра. Паляндра находится во вражде с людьми и поэтому бывает рада, когда они умирают: она появляется в виде чудовищной женщины в домах умирающих и забирает их души. Души эти она передает Бабе Юге, с которой они очень дружны и даже вместе разъезжают в одной железной ступе. Проклиная кого-либо, белорусы восклицают: «Чтоб тебя Паляндра забрала».
Морена — смерть, которая вместе с морозами хозяйничает всю зиму на земле. С приходом богини весны Ляли заканчивается ее господство.
Трасца — название череды духов, которые наводят на людей разные болезни. Они выходят из земли и бродят по свету весной и осенью. Это двенадцать сестер разного возраста. Время от времени они собираются на лесной поляне и там обсуждают свои дела. Трасца смертельная обязательно доводит до смерти. Трасца внутренняя поражает внутренние органы. Трасца поверхностная наводит болезни кожи. Трасца костевая сопровождается ломотой в костях. Трасца пудовая возникает от испуга. Трасца весенняя — господствует весной. Трасца листопадная, или осенняя, одна из самых назойливых. Трасца гороховая находит на человека во время цветения гороха. В названиях четырех трасц — осиновой, можжевельниковой, огневой, ледовой — заключен способ противодействия этим духам: осина, можжевельник, тепло, холод.
Как и боги неба, боги нижнего мира активно участвуют в жизни людей. Они также могут явиться перед человеком сами, но чаще действуют через своих помощников духов.
Вестником Велеса является волк. В давние времена волков считали посланниками бога. Приносили им жертвы, обычно в декабре. Крестьяне брали козу, вели ее в лес и привязывали на перекрестке лесных дорог. Утром шли посмотреть, не отказались ли от их подарка лесные хозяева. Волки от подобного подарка никогда не отказывались.
При встрече с волком в лесу белорусы приветствовали его: «Здорово, браток!» Считали, что если поприветствовать его первыми, то он никогда не нападет, а перебежит дорогу — это к добру, удаче. Если волк пробежит возле села или через него перед закатом солнца, то ночь будет доброю для всех сельчан.
За службу Велесу волкам полагалась в награду убийство домашних животных. Обычно волк тащит из стада тех животных, на которых получил разрешение от своего хозяина. Но случается всякое. Жила-была одна вдова. Была у нее черная с лысиной корова. На нее и пал выбор Велеса. Узнала про это вдова. Соседи посоветовали ей замазать лысину у коровы чем-нибудь черным. Вдова так и сделала. Пришел в стадо волк, искал-искал черную корову с лысинкой и не нашел.
Пошел он к Велесу и стал жаловаться, что не нашел такой коровы. Бог знал, что за шутку сыграли с волком, и посоветовал ему съесть черную корову. Пошел волк снова в стадо искать уже черную корову. А вдова тем временем вымыла у коровы лысинку. И в этот раз не нашел волк своей коровы. Долго так ходил он, искал корову то с лысинкой, то черную — а вдова все обманывала его — и умер волк от голода.
Средний мир
Земля стоит посреди мира, а Солнце и Луна ходят кругом и светят. Край земли где-то далеко за морем, где земля сходится с небом, но никто туда не доходил.
За обладание Землей и человеком борются боги как неба, так и нижнего мира. Поэтому Земля — место действия большей части богов и духов того и другого мира. Кроме них на земле живут и действуют боги и духи Земли.
На священных празднествах в честь богов белорус подымал чашу и пил как за богов света, так и тьмы. Ожидая поддержки от добрых богов, белорус понапрасну не гневил злых.
Земля
Земля — мать белорусов. Бог сотворил человека из земли, он — земля и в землю пойдет. Земля поит, кормит, носит человека, оберегает и наказывает его, как мать. Самым страшным наказанием для белоруса было провалиться сквозь землю, когда гибло не только тело, но и душа. Это наказание белоруса ждало за черные дела против людей, за непослушание взрослых перед Богами, детей перед родителями. На местах провала сквозь землю образуются озера или болота, которые никогда не замерзают. Глубину таких озер или болот невозможно измерить. Если же люди из любопытства пытались, их всегда предупреждал голос: «Не меряй веревкой, а то померяешь головой».
Проклятия родителей всегда поддерживались богами и матерью-землей. Одна юная девушка полюбила простого пастуха. Она убегала к любимому, и они вместе катались на лодке. Отец же хотел отдать ее замуж за богатого. Ночью, когда бушевала буря и волновалось озеро, отец проклял дочь, которая в это время была в лодке с пастухом. Озеро провалилось сквозь землю вместе с ними.
Однажды Бог под видом старика пришел в село и попросился переночевать, но его никто не пустил. Тогда Бог проклял всех жителей села, и оно вместе с жителями провалилось сквозь землю, а на его месте возникло озеро.
Чтобы убедить людей в своей правоте, белорусы говорили: «Чтоб я сквозь землю провалился», «Провалиться мне на этом месте». Используется эта формула и в проклятьях. Желая своим обидчикам или врагам гибели, белорус говорит: «Чтоб ты сквозь землю провалился», «Пусть тебя земля съест».
Земные боги
Когда-то давно боги жили на земле вместе с людьми и только позднее, когда люди стали ставить себя вровень с богами, они ушли на небо, но не пустили туда людей. И только несколько богов остались на земле.
Среди древних преданий белорусов сохранилась память и про главного, доброго бога земли, которого звали Белун. Это старик с длинной белой бородой, в белой одежде и с посохом в руках. Он милостив и творит одно добро. Белун показывается только днем, при солнечном свете, и если встретит в дремучем лесу заблудившегося человека, выведет его на большую дорогу. Поэтому и существует поговорка: «Без Белуна темно в лесу». Во время жнива он любит появляться на нивах и даже помогает жнеям. Любит Белун и пошутить. Иногда он появляется в пшенице с большим мешком на носу. Выследив хорошего работника или работницу, он подзывает к себе рукой и просит, чтобы ему вытерли нос. Как только человек дотронется до носа, из мешка вдруг посыплется золото, и Белун исчезнет. Про счастливчиков белорусы говорят: «Наверное, подружился с Белуном».
Чур — родовое божество, предок, который и после смерти заботится о своем роде, оберегает его от злых духов. Основная его задача — охранять земельные владения рода. Жизненное пространство этого божества — земля, земельный надел, жилье его рода. Каждый человек может надеяться на помощь семейного Чура в любое время и в любом месте. «Чур меня!» — скажет девушка, и никакой нахал не пристанет. «Чур меня!» — позовет хозяин, и Бог поможет сберечь имущество. Забыть Чура, отказаться от него — значит забыть свой род, выйти из-под опеки, защиты Чура и рода.
Щедрец — бог веселья, беседы, опекает праздники, игры молодежи. Это мужественный юноша высокого роста. Одет в широкий плащ яркого цвета, увешанный яркими колокольчиками, цветными обрезками и длинными тесемками; на голове у него корона, на лице — чудовищная маска с красными щеками и носом; из-под короны выбиваются длинные волосы из конского хвоста; в руках толстый жезл. С ним подобная же свита. Щедреца сажают на специально сделанный для этого случая возок, увешанный разноцветными тряпочками и колокольчиками. Возком этим правит так называемый Щедранец, ему помогают и другие переодетые — Щедрованцы. Этот пестрый хоровод под музыку и с песнями ходит по улицам, останавливаясь возле каждого дома. Праздники в честь Щедреца начинают праздновать в канун Нового года и продолжают до пятого января.
Ветер — чудовищного вида пузатый человек с длинными, похожими на гусиный клюв губами. Если его губы широко раскрыты — дует теплый ветер, если сжаты, — веет холодом. Ветер бывает: свистун, ледовик, снеговик, хухач.
Человек
Волоты
Первыми людьми на нашей земле были волоты — существа огромного роста. Проходя через лес, они брали за верхушку огромную сосну, вырывали с корнем и опирались на нее, как на посох. Нынешние люди им бы только до колена доставали. Силы они были невероятной, не знали, куда ее приложить. Это они прокопали реки, насыпали горы, разбросали по всему свету большие камни. Как начнут биться да рвать дубье, так аж земля стонет! Не было на земле никого, кто бы мог померяться с ними силой. Много они погубили на земле животных и растений. Кичась своей силой, даже богам стали угрожать, хотели с ними побороться и кидали камни в небо. За это боги их наказали: часть погубили, а остальных превратили в малых и обычных людей.
Асилки
Давным-давно, когда еще люди жили в лесах дремучих, пришли на нашу землю асилки. В лесах было много зверья: медведей, волков, лосей, кабанов. В реках и озерах жили выдры, множество рыбы.
Асилки были люди здоровые, высокого роста, широкие в плечах. Голос у них колоколом гудел. Они могли с корнем вырывать деревья, забрасывать за облака тяжелую дубину. Хозяйства они не вели, питались тем, что ловили в лесах зверей да в реках рыбу. Одежду шили из шкур зверей. Асилки строили городища, перебрасывая топоры из одного на другое, чтобы не тратить времени на хождение.
Давным-давно, под большим камнем, где била криничка, родился асилок. Назвали его Неманом. Жил он среди лесов дремучих, лугов широких. Красивый, работящий. Природе и людям и всему живому добром платил. По соседству жила Лоша. Красивая девчина, но ленивая, лежала в тени, собой любовалась. Никому от нее не было радости. Лоша часто заглядывала к своему соседу.
Приглянулась Неману красавица. Была свадьба. Гуляла на ней вся родня жениха: и Сула, и Уса, и Уздянка, и Щара. Кого тут только не было! Пили, танцевали, молодым счастья и доброй доли желали.
Кончилась свадьба, начались будни. Снова Неман не знал ни дня ни ночи. Поил, кормил, жалел всех, кто к нему тянулся: и человека, и зверя, и птицу, и рыбу, и живность всякую. Радовал зеркалом вод прибрежные леса, поля, луга. На своей сильной груди носил лодки, гонял плоты.
Не раз приглашал на широкий простор и свою красавицу ненаглядную. Только та оставалась безразличной, холодной, не хотела делить со своим богатырем невзгоды и радости.
Однажды темной ночью Неман пошел прочь от своей жены. Проснулась Лоша, а Немана нет. Начала догонять беглеца, да не в ту сторону кинулась. По долинам и низинам бежала, сил не хватало, не знала, куда лучше податься. Звала на помощь, но никто не пришел: ни Птичь, ни Березина, ни Свислочь. Только Выня посочувствовала горю подруги. Выбежали они вдвоем к песчаной гряде и увидели, как Неман через долы и леса дорогу себе прокладывает. Волнами горьких слез кинулась Лоша в объятия своего богатыря: почувствовала — жить, как раньше, нельзя. Начала помогать Неману.
Асилки были защитниками земли и людей. Подвиги асилков связаны с их борьбой против темных сил. У этих богатырей всегда были друзья — такие же богатыри. Только проявляли они свою силу и необычайные возможности в какой-то одной области. Например, Ломай-камень легко разбрасывал горы и разбивал валуны, выравнивая пути-дороги. Вернидуб быстро выкорчевывал лес.
Только белорусские богатыри были способны справиться с Цмоком, который прилетал из чужих краев. Смело бились они с чудовищем на своей земле. Не боялись отправиться на поиски чудовища в чужие края, если оно, похитив девушек-красавиц, успевало скрыться. Находили и там вызывали на бой. Цмок всегда выходил на бой с богатырями в своем настоящем обличье, никогда не превращаясь в других существ.
У Цмока есть жена-змея, сестры, братья, отец, бабка — Юга. За уничтожение своего мужа, брата, племянника они всегда стремятся отомстить богатырям. Когда те возвращались домой, родственники Цмока преследовали их, превращаясь то в кровать, то в яблоню, а то и в криницу. Приляжет утомленный богатырь на кровать, съест яблочко или попьет воды из криницы — умрет в одночасье. За добро и смелость асилка, за его готовность помочь и людям и зверям, всегда найдутся ему чудесные помощники — щука, медведь, волк, седой Дед, которые дадут совет, помогут делом, предупредят о коварстве врагов. Даже боги, ценя добрые дела асилков, поддерживали их.
Как боги учили людей
Предки белорусов жили на своей земле и лиха не знали. Мир велик — свободного места хватало всем. Как поработаешь, так и поживишься. Все были равны, жили-поживали, богов восхваляли, ни о чем не беспокоились. Боги тогда еще жили на земле, приходили к людям, как к своим братьям, учили, как жить на свете, как детей плодить и воспитывать да землю наполнять. И не было на земле ни лиха, ни добра. Люди жили будто птицы в небе или рыбы в воде: что находили — тем и питались, ни счастья, ни беды не знали. Но разве это жизнь? Так живут и звери в лесу, так живут и растения.
Боги, увидев это, начали учить людей, как добыть живность, как сделать одежду, как спрятаться в непогоду.
Когда рождался ребенок, бог Род зажигал на небе звезду — знак живой души. Нить судьбы человеческой пряла богиня Макошь. Когда она обрывала ее — прерывалась и человеческая жизнь. Человек умирал, и бог Знич снимал с неба звезду, зажженную Родом. Догорая, она зничкой летела по небу. Судьба человека была предопределена богами. Физическая смерть неизбежна, она предназначена каждому его судьбой, но время и обстоятельства своей смерти человеку знать не дано.
Если человек болел болезнью, насланной злым духом, то о его смерти предвещали следующие приметы: над больным, который лежит в хате, прогибались балки или выгибалась стена; у больного холодный и острый нос; ногти и пальцы возле них синеют; больной просит положить его на пол или на землю.
Предвестником окончания земной жизни была Смерть, или, как ее еще называли, Белая баба. Это по-девичьи стройная, высокая женщина с лицом мертвеца, в белом, похожем на свадебное, одеянии. Она неожиданно, «столбом» возникает из-под земли. Протянув руки, идет к человеку и останавливается перед ним в нескольких шагах. Откидывает с лица фату, открывая лицо старухи-покойницы. Постояв перед человеком несколько мгновений, Смерть растворяется белым туманом.
Древний белорус не боялся физической смерти: жизнь была вечной. После смерти тела продолжала жить душа. Наши предки говорили, что душа человека — будто птица, и верили, что она улетает в Вырай — страну добра и спокойствия, где продолжает жить вечно.
Древние белорусы представляли душу чем-то материальным, но более тонким, чем окружающие предметы. Душа, утверждали они -дух, пар (как в бане), дымок, который может бесконечно менять свою форму и принимать различные образы, а также быть невидимым. Воплощением души человека могла быть и бабочка. Если над пожарищем появляются неизвестные птицы — белые и черные, это души предков, которые прилетели помочь живым сородичам.
Как белорусы получили огонь
Первый огонь белорусы получили с ударом грома, когда от молнии загорелся корень. Люди сбежались со всех сторон и давай хватать головешки, разносить по своим жилищам и в пепле сохранять. Но этот огонь не дал никому счастья.
Однажды Бог послал старому колеснику, который еще точил и веретена, счастливую мысль, чтобы он попробовал прутики на веретена полировать ясеневым клином, а не ножом, как до этого. Обстругал мастер ясеневый клинышек, приставил к веретену и начал смычком двигать туда сюда. Вдруг видит — пошел дым от веретена. Он давай еще быстрей смыком водить. С веретена посыпались искры. Так человек нашел справедливый огонь.
На Полесье огонь называют «Перуново тепло». В честь Перуна в капищах под священными дубами горел Святой Огонь, который называли Зничем. Огонь у белорусов всегда пользовался большим уважением. Его называли князь-огонь, живой огонь, с его помощью лечились от болезней, прогоняли злых духов.
Усадебные духи
Дом, усадьба древнего белоруса были местом, которое защищало его от многих бед. Все элементы дома — крыша, окна, печь, порог — были пронизаны магической символикой, с помощью которой семья белоруса стремилась обеспечить себе защиту от злых духов, сберечь здоровье, накопить богатство. В то же время территория усадьбы и все ее постройки были заселены духами, полезными людям, оберегавшими их. Почти все усадебные духи помогают людям в хозяйственных делах. Человек может с ними иметь определенные отношения, одних задабривая, других запугивая или отваживая от усадьбы.
Деды — духи предков, в которых воплощалась бессмертная человеческая душа. Их почитали, приглашали на праздники, у них просили поддержки в трудные времена.
Главным духом усадьбы является Хатник. В восточных регионах Беларуси его называют Домовой. Порядок в доме и благополучие зависели от Хатника. Жил он обычно в подпечке. Своими делами Хатник занимался исключительно ночью. Утверждают, что он похож на хозяина семьи. Хатник любит хозяев трудолюбивых и спокойных. В таких семьях он помощник. Но если хозяева сварливые, неаккуратные, нечистоплотные, Хатник с ними не хочет иметь никаких дел и может даже покинуть дом. Когда крестьянин переселяется в новый дом, он обязательно первым пригласит перебраться туда Хатника.
Дом, покинутый Хатником, становится беззащитным против многих духов, и в первую очередь Злыдней — маленьких, горбатых, скрюченных созданий в больших сапогах и шапках, которые проникают в дом, занимают место Хатника под печкой. Оттуда они делают набеги по всему дому: заглядывают в горшки с едой, а в кашу подсыпают песок, в жирное молоко наливают воды, портят в деже хлеб, крадут у кур яйца. Всему вредят и доводят семью до нищеты. Иногда в их появлении виноват сам человек. Он накликает Злыдней неуемным желанием разбогатеть, чрезмерностью в работе, а также работой во время еды.
Предвидеть беду хозяевам дома помогает другой дух — Печурник, который живет где-то под печкой. Но этот дух любит пошутить. Например, унести необходимую вещь с того места, где она обычно находится. Если к Печурнику относятся без должного уважения, он может несколько ночей подряд выть и кричать в печной трубе, греметь вьюшкой.
Кикимора — человекоподобный молодой дух женского пола. Живет в хате на печке или в подпечке. Изредка принимает телесный вид. В отдельных районах Беларуси ее знают под именем Вещица.
В хозяйственных постройках живет ряд других духов. Следующим по важности после Хатника для хозяев является Хлевник. При переезде в новый дом его, как и Хатника, приглашают с собой. Хлевник также любит хозяев работящих и толковых. Тогда он им помогает: холит, чистит коней, заплетает гривы. Если же скотина, особенно кони, у хозяина неважные, он портит их окончательно: по ночам гарцует на них верхом по хлеву, загоняя до смерти. Живет он в хлеву рядом с хозяйской скотиной, любит, чтобы животные были хорошо досмотрены. Каждый раз, провожая скотину в поле, он подходит к порогу хлева, здесь же ее встречает вечером. Его любимое место — угол хлева, балка или куриный насест, откуда он и наблюдает за животными. Когда хозяева входят в хлев, Хлевник прячется. Если Хлевник невзлюбил хозяев и сильно портит скотину, от него можно избавиться: кнутом выгнать его из хлева и повесить над входом мертвую сороку. После этого он никогда не вернется в этот хлев.
В бане обитает Лазник. Обычно его место под полком. Это злой дух, видом напоминающий Водяника. Среди усадебных духов это один из самых строптивых. Не терпит тех, кто поздно приходит в баню, тем самым прерывая его отдых. Таких несвоевременных посетителей он пугает шипением, стуком в стену. Ну, а если кто надумал мыться далеко за полночь, то в них он бросает мусор и даже камни.
Кроме этого, он может разговаривать, как человек. Любит Лазник париться, мытье обычно начинает после полуночи. Для этого ему надо оставлять веник и воду.
Лазник не любит, когда в бане обрабатывают пеньку или лен: мнут, треплют, сушат. Если он сильно разозлится, то может устроить в бане пожар.
Лазник — один из тех духов, которых не приглашают при переходе в новые постройки, они обычно сами проникают в них. Раздосадованный частыми несвоевременными посетителями, Лазник может покинуть баню, в которой жил. Такой уход сопровождается разрушением или пожаром. Но в новую или исправленную постройку Лазник уже никогда не вернется.
Духи болезней
Каких только духов болезней нет! Одни воздействуют на отдельных людей, другие насылают целые эпидемии.
Воспа — злая, противная старушка с блестящими глазами и одним большим зубом, что торчит наружу. Брызгает в человека слюной, отчего у него на лице остаются следы. В некоторых местах Беларуси она имеет другие имена: Щербачка, Рябая, Рябуха.
Лихоманка — дух болезни, соответствующий ее названию, хотя в отдельных районах Беларуси известны другие имена — Хондя, Шуня. Проникает в человека в виде пылинки. Если эту пылинку бросить в печку, она сгорит, а если вложить в скорлупу яйца, то Лихоманка будет страшно мучиться и от человека отстанет.
Паралики — духи, излюбленными жертвами которых бывают люди преклонного возраста. Паралики наступают исподтишка, как бы крадучись, незаметно овладевают жертвой, которая узнает об этом только тогда, когда избавиться от них уже нет никакой возможности. Слабые Паралики подступают к жертве по двое-трое, работают попеременно, а при сопротивлении жертвы — вместе. Паралики не трогают ее душу, донимая тело, а с ним и душа становиться их добычей.
Чума — летающее существо, похожее на женщину во всем черном. Владеет огненными стрелами. Способна превращаться в птицу, чаще всего в сову, которая выбирает себе жертву. Временами она может позвать человека по имени. Не отзывайтесь, не оглядывайтесь, иначе Чума поразит ваше сердце стрелой. Чума не переносит голоса петуха, лая собаки. С ее появлением собака перестает лаять, а петух сипнет.
Холера — неприятного вида женщина с длинными светлыми распущенными волосами и блестящими глазами, одета в грязные одежды. Ходит весной по полям и из своей неисчерпаемой корзинки разбрасывает зерна болезни. Они смешиваются с семенами растений и заражают их. Холера может ходить по воде и отравлять ее, как и оставленное в домах не накрытым питьё. От всего этого люди мрут как мухи. Губит Холера безжалостно и старых, и малых. Спастись можно только с помощью живого огня, который необходимо разжечь вокруг села или своего двора и поддерживать днем и ночью. Говорили также, что если первого, кто заболеет холерой, похоронить живым, вместе с ним будет похоронена и Холера.
Моровая панна — человекоподобный дух, который насылает мор.
Чары и чародеи
В своих отношениях с духами белорус не был абсолютно беззащитным. Он знал, как одних задобрить, других напугать, третьих обмануть и даже с их помощью обогатиться. Чародеи и знахари были посредниками между духами и людьми, могли сами превращаться или превращать других в животных.
Превращение могло быть насильственным или по своей воле, временным или постоянным. Насильственное превращение происходило против воли превращаемого. Бывало, что его осуществляли с добрым намерением. Например, чтобы помочь человеку при побеге, чудесные помощники или духи превращали его в яблоньку, камень или другой предмет, в котором нельзя узнать беглеца.
Обычно по истечении некоторого времени или при определенных условиях волшебство теряет силу. Главное, не забывать и выполнять эти условия. Но бывало и так, что строил, например, крестьянин себе дом и, чтобы сосед или кто-нибудь другой не сглазил, делал защитную засечку в определенном месте и заговаривал: «Кто через нее переступит — волком сделается на всю оставшуюся жизнь». Забывал про свой наказ, сам переступал через заклятое им же место и превращался в волка.
Чаще всего превращение бывает временное, на нечетное количество лет. Практически всегда находится возможность избавиться от чар раньше, но это должен сделать решительный, сведущий человек. Например, бросить под ноги волколаку ручник или накрыть его скатертью. Бывают превращения, которые может отменить только тот, кто их сделал.
Превращения происходят в полнолуние, в полночь. С восходом солнца и песнями петухов такая возможность исчезает. Поэтому сведущие люди, сталкиваясь со злыми духами, делают все, чтобы заговорить их, затянуть время до рассвета и таким образом спасти свою жизнь.
Превращение требует соблюдения некоторых условий, в первую очередь — секретности. Ничем хорошим не кончится и халатное отношение к самому обряду превращения. Скажем, в каждом конкретном случае необходимо вполне определенное количество ножей, воткнутых в землю, чтобы человек мог превратиться в волка.
Волколаки — люди-оборотни, умевшие превращаться в волка самостоятельно, или несчастные, которых превращали в волка колдуны. Белорусы-знахари, превращаясь в волколаков, проявляли хищный норов, были опасными и кровожадными. Делали это с целью нанести вред другим людям, уничтожая домашних животных и нападая на самих людей.
Человек, которого превратили в волколака без его желания, вреда не приносил, более того, стремился находиться ближе к людям, чтобы в случае, если его признают за человека и пожалеют, он мог вернуться в человеческий облик. Такие волколаки совсем ручные, жалобно стонут, потому что не теряют человеческих чувств. Выглядят как волки, только с человеческими глазами. На шее у них белая полоса.
Бывало, целый свадебный поезд превращали в волколаков. Грустные волки слезали с воза и шли в лес. По лошадям, которые вернулись домой, сельчане догадывались про то, что случилось…
Умели белорусы выращивать Змея. Для этого ждали, когда черный петух снесет яйцо особенного вида, напоминающее раковину улитки. Делает он это раз в семь лет. Затем яйцо клали под мышку и носили 3 года. Из яйца выводился маленький Змей. Он был похож на ужонка, только с крыльями и весь горел, как золотой. Змея помещали в кладовку и усиленно кормили молоком и яйцами. Особенно любил Змей яичницу. Когда вырастал большим, то по приказу хозяина летал по всему свету, искал сокровища и приносил в дом. Недаром про богатых белорусов говорили, что им змей богатство носит. Да уж больно привередлив он был. Любил уважительное к себе отношение и ласку. И не дай бог его обидеть. Расходившись, Змей сжигал все хозяйство и исчезал.
Боги и духи полей и огородов
Поле и огород — территория человека, на которой живет и действует большое количество духов и даже боги. Поле обычно прилегает непосредственно к природным пространствам — лесу, воде, болоту. И многие злые духи природы проникают на поле, чтобы нанести вред человеку. Даже звери лесные забегают сюда, чтобы взять жертву со стада домашних животных, а в часы жатвы, когда женщины оставляют своих малых детей в поле, нередки случаи кражи их волками и медведями.
Если гроза заставала белоруса в поле, он старался держаться подальше от меж, потому что по ним обычно разбегаются злые духи, спасаясь от стрел Перуна.
В полях и огородах живут и действуют такие боги и духи, как Житень, Тётя, Полевик, Спорышка, Железная баба.
Опасным для людей является Полевик, который живет в поле или на лугу одной или нескольких деревень, если они не разделены лесом, водой. Живет он в канаве, около камня или дерева, куста, которые растут в поле, возле межевого столба, и покидает свое жилище только в половодье или затяжные дожди, потому что терпеть не может сырости и убегает от нее на высокие места.
Хуже всего Полевикам приходится весной и осенью, когда много воды, везде слякоть. Тогда Полевики отсиживаются в сухих местах.
Полевики любят гостить друг у друга, сообща вредить, мучить животных и людей.
Человек может сам попасть в их руки, когда придет отдохнуть на сухое место. Тогда Полевики убаюкивают его, нежат на солнце, пока у человека не начнется лихорадка.
Зимой Полевикам нечего делать, потому что в полях и огородах ничего не растет, и там редко появляются люди. Они забавляются тем, что заметают дороги снегом, чтобы человек сбился с пути и блуждал, пока не замерзнет.
Полевик не устает изобретать свои пакости. Разбирает изгороди, вешки, заманивает скотину в поле или огород. Пригибает хлеба и траву, скручивает растения, отгоняет дождь. Делает так, чтобы дети заблудились, на скотину и людей за работой насылает оводов, слепней, комаров. Тех, кто приходят на поле и в огород, Полевик пугает диким эхом, свистом, ревом, передразнивает их, может тенью, погнаться за человеком или заманить его. Говорят, что стоит только поддаться заманиванию Полевика, и человек много настрадается из-за своей доверчивости. Может случиться и так, что Полевик неожиданно поразит человека страшным солнцепеком и убьет на месте.
А иногда Полевик вдруг начинает беспокоиться за урожай, выгоняет вредителей, выпрямляет стебли и листья растений…
Железная баба — человекоподобный дух, который живет в огородах и полях. Низкорослая старуха с железными грудями и железными крюками. Ими она хватает детей, которые одни ходят в поле или в огород за бобами, горохом, овощами, бросает в свою ступку, толчет и съедает. Может найти себе пристанище и в колодце, куда затаскивает тех, кто заглядывает в колодец, особенно детей.
Подвей — дух вихря, который крутится по полям, пустошам и дорогам и насылает на людей особую болезнь — подвей: налетит вихрь на человека — и закрутит ему руку или ногу, а то и голову, отнимет речь. Поэтому, завидев вихрь, надо показать ему кукиш: этого Подвей не любит и пролетит мимо человека, не тронув его.
Толока — покровительница жатвы и плодородия. Очень уважаема у всех белорусов. Праздники в ее честь устраивают во время сбора урожая, торжественные, радостные. На дожинки, дожав последний загон, связывают общий сноп, делают толоконный венок, и женщины бросают жребий, кому быть Толокою. Выбрав Толоку, украшают ее цветами, дают в руки дожинковый сноп, а на голову надевают толоконный венок с длинным белым покрывалом наподобие шали. После этого хоровод окружает Толоку и танцует, поет. Потом парами все идут в дом хозяина. Хозяин подносит хлеб-соль Толоке, кланяется ей в пояс. Толока отдает взамен дожинковый сноп. Хозяин и хозяйка берут Толоку под руки и сажают в красный угол. После окончания ужина хоровод с Толокою подходит к хозяевам и благодарит за угощение поцелуями. Толока снимает с головы венок и оставляет его хозяину, покрывало же остается у нее на память. Хоровод обязан довести Толоку до самого ее дома.
Спорышка — дух жнива. Говорят, что если попросить ее б помощи, то работа будет спориться и быстро пройдет день. Как выглядит Спорышка, никто не знает, потому что люди ее никогда на видели. Считают, что живет она в двойном житневом колосе.
Обитает в поле и маленькая неприметная птица, вестник богини весны Ляли — жаворонок. Исполняя свой долг перед богами и людьми, он никогда не улетает в Вырай. Зимует жаворонок в поле под камнем, чтобы первым сообщить людям о приходе весны.
Природа
Природа белорусов не была чем-то единым и однообразным. Выделялись пространства, которые имели специфические свойства и были населены богами и духами, непосредственно ими владевшими. Эти пространства наполняют священные объекты — горы, рощи, камни, криницы, а также животные и растения. Божеством диких зверей был Тур. На земле белорусов существовали три основных вида природного пространства: лес, болото, вода.
О происхождении животных
Однажды, когда Бог ходил по земле, один человек, не веривший в его могущество, решил его попугать. Взял кожух, вывернул вверх шерстью, надел, стал на четвереньки и давай рычать и пугать бога. Бог сразу понял, что это человек, и наказал его, превратив в медведя. Искупая свою вину перед богом, медведь заходит в деревни: он знает, у кого из хозяев может произойти несчастье, и забирает это несчастье с собой.
В одном селе остались маленькие сироты без отца и матери. Некому было кормить их, приглядывать за ними. Узнал про это Бог, сжалился над ними и превратил в волков. А скот до этого пасся без пастухов — сам по себе ходил. Начали волки скот резать, и пришлось людям нанимать пастухов.
На земле развелось видимо-невидимо гадов, и приносили они много вреда людям. Бог смилостивился над людьми, собрал всех гадов в мешок, завязал и отдал одному человеку, чтобы он бросил мешок в огонь. При этом запретил глядеть, что в мешке. Человек не вытерпел, развязал мешок, и гады все расползлись по земле. За это Бог превратил того человека в журавля и приказал ему собирать гадов.
Боги и духи леса
Лес — в значительной мере враждебное пространство для человека, плотно заселенное богами, духами. Оно граничит с территориями деятельности человека, чаще всего с полем, и между ними поддерживается связь. Переступить границу между полем и лесом — значит войти в чужое пространство. В лесу обитают боги, божки, духи, священные животные и растут священные растения. В большинстве своем они подчинены темным силам, которые в свою очередь служат Чернобогу.
Лес занимает в жизни белоруса значительное место: позволяет строить и обогревать жилье, дает дополнительные продукты питания. И человек преодолевает свой страх и идет в лес, надеясь поладить с духами, которые и им владеют. Главное — не провоцировать их. Часть духов можно задобрить, принеся им жертву: кусок хлеба, сала или другого съестного. Но есть духи, что на все времена сохранили обиду на человека и всегда готовы мстить ему.
В лесу живут священные животные, растут говорящие растения и травы. Есть люди, которые слышат и понимают их язык, могут узнать, какая в них таится сила: лечебная или отравная, и при каких болезнях какое растение помогает.
За лесом начинается чужая земля, другой мир. Там садится солнце. Оттуда, из-за леса темного, приходят волшебники и неведомые духи и чудовища.
Главным в лесу является Лесун (Лесовик, Леший, Лесной дед) -хозяин леса и всего, что в нем водится. Среди деревьев он ростом с деревья. На лесной поляне или опушке леса — ростом с траву. Сфера деятельности Лесу на — весь лесс холмами и низинами, оврагами и полянами, за исключением водоемов: озер, рек, болот. В глубине леса находится дом Лесуна, где живут его жена и дети. Сам же он дома не сидит — больше обходит свои владения. Отдыхает и ночует на вершинах высоких деревьев, в дуплах, густых зарослях, буреломах.
При обходе владений Лесуна сопровождают стада зверей и стаи птиц. Он способен имитировать голоса всех живых существ. Любит пугать человека, особенно ночью, дикими звуками, сбивает с пути, заставляя блуждать, и доведя человека до отчаянья, хохочет. А то начнет плакать, как ребенок. Кто пойдет на помощь, может попасть в болото. Но кто знает, как позвать Лешего и завоевать его расположение, получит хорошего помощника. Леший будет загонять на него во время охоты дичь, показывать грибные и ягодные места, оберегать от соперников. Лесовик не любит, когда переходят его любимую тропинку. Вредит плохим хозяйкам и детям, которые не слушаются своих матерей. Лесовик крадет таких мальчиков, а Лесовичиха — девочек.
Волшебные знания и богатство получают от Лесовика те, кто окажет какую-нибудь услугу его детям. Многих он наделяет знаниями знахаря.
Еще ряд мифологических персонажей имеют отношение к лесу, о чем свидетельствуют их имена.
Пущевик. Делает людям зло только потому, что из-за них ему пришлось прятаться в вековых дубравах. Способен убить человека одним взглядом. Чтобы обезопасить себя от Лесовика или Пущевика, нужно умилостивить их жертвоприношениями. Но если наткнулся на Пущевика, надо уходить из пущи, делая резкие повороты в разные стороны: он плохо видит и не может уследить за человеком. За территорию пущи Пущевик не выходит.
Купальский дедок — добрый лесной бог, встретить которого можно в лесу на Купалье. Только Купальский дедок может беспрепятственно собирать Купальские цветы; он ходит с корзиной и наполняет ее цветами, отчего она горит, как жар. Если встретиться с ним и разостлать перед ним белую скатерть, то он бросит на нее один цветок. Хватай тогда быстрее его и, разрезав ладонь правой руки, закладывай под кожу. Счастливый владелец чудесного цветка получает дар знать все на свете, и особенно, где какие богатства лежат и как к ним подступиться, какие заклятия на них наложены и как их расколдовать. Понятно, что злые духи, которые охраняют богатства, всеми силами стараются отобрать цветок.
Белорусы верят еще в лесного божка, которого называют Доброхочий. Раньше видели его, когда он ходил возле лесов. Рост его зависит от высоты дерева, рядом с которым он оказывается. Это скорее справедливый судья, чем злой дух. Он защитник людей учтивых, но сурово карает за непристойность. Кара распространяется только на виноватого и не касается его богатства. Доброхочий насылает мучительные болезни на виновного, который умирает в страшных муках, если не пойдет за спасением к знахарю, умеющему задобрить этого бога жертвами. Обычно это краюха хлеба и щепотка соли, завернутые в чистый лоскуток. Знахарь идет в лес со страдальцем и, помолившись над приношением, оставляет все это в лесу вместе с болезнью. Из леса больной возвращается уже здоровым.
Следует помнить, что если кто-нибудь ступит в след Доброхочего, сразу же потеряется в лесу и только вечером сможет вернуться домой. Часто бывало, что человек несколько дней где-то пропадает, а вернувшись, уверяет всех, что Доброхочий держал его в лесу, рассказывает всякие удивительные вещи…
За порядком в лесу наблюдает Гаёвый дед, или Гаюн, который охраняет красоту нетронутых мест и следит за лесорубами. Деревья для строительства хаты не заготавливали без разрешения Гаёвого деда. Срубленное без его разрешения дерево не было долговечным и прочным. Для этого Гаевику оставляли в лесу гостинец со словами: «Принес еды Гаёвому деду. Или сам съешь, или внучкам отдай». Внучки Гаёвого деда — Гаёвки — молодые, игривые девушки. Они любят все живое. И лось, и маленькая птичка, если заболеют или поранятся, обращаются к Гаёвкам за помощью, потому что знают: они залечат раны, выходят их.
В лесу, наверное, было бы скучно без красивой, веселой молодицы — Зазовки. Она красиво поет, чем и приманивает в первую очередь мужчин. Пение у нее необычайно чистое и мелодичное, песни красивые. Человек, заслушавшись, идет на звук ее голоса, а Зазовка уходит все глубже в лес и перестает петь. Много людей потом не находило дороги обратно и гибло.
В самом темном лесу, в самом топком болоте живет Кадук. Ему служат многие духи леса. Сам Кадук выходит из болота лишь тогда, когда подчиненные ему духи не выполняют его поручения. Кадук люто ненавидит человека. Люди, которые попадают в его владения, неизбежно гибнут. Проклятье «Чтоб тебя Кадук забрал» настолько сильное и необратимое, что белорусы применяли его очень редко и только в исключительных случаях.
Баба Юга (Баба-Яга или Ягиня) — человекоподобный лесной дух, хозяйка всех духов и привидений. Злая колдунья, которая делает разные гадости: гонит ветры и тучи метлой, живится душами людей, пугает лесных жителей и человека. Летает в ступе, помелом след заметает. При необходимости может летать на метле, кочерге, граблях. Пакостит Ягиня только ночью и только в лесу. Дальше ее сила не распространяется.
Хозяин всех ужей — Ужиный князь. Он всегда ползет впереди своих подопечных, показывая им дорогу. Ужиный князь значительно больше остальных ужей, с блестящими глазами, может ходить на хвосте стоймя. Нет ему равного среди ужей: все они его дети и подданные. Если уж свистнет он, то свист его слышен по всей Беларуси.
Узнать князя ужей можно по золотой короне на голове. Можно попробовать получить эту корону. Для этого надо пойти на Лосиную гору осенью, когда ужи собираются в Вырай. Путь к Лосиной горе тяжел, много страхов и искушений ожидает человека. Главное, ничего не бояться и ничему не удивляться, иначе не дойдешь до места. На гору надо прийти до утра. Приметив князя ужей, нужно расстелить перед ним скатерть иди полотенце, стать на колени и низко поклониться. Сбросит князь корону на полотенце и уйдет со своими подданными в Вырай. Владельцу ужиной короны всегда будет везти на охоте; ему будет помогать огромный таинственный черный пес. Кроме того, владельцу короны станут известны все сокровища, перед ним будут открываться все двери и запоры, он сможет понимать язык зверей и птиц.
Уж дома — хорошее знамение. Убить ужа — согрешить перед богами. Раньше люди дружили с ужами, давали им пристанище, кормили хлебом и молоком. Сядут обедать — и он тут как тут. Бывало, дети били ужа ложкой по голове. Он обижался, отползал на минуту, но тут же с другой стороны снова подползал к тарелке.
Белорусы верили: если с ними рядом уж — будет счастье и достаток в доме. Если домашний уж умирал, люди грустили и делали из ужиного жира свечку на черный день. Придет беда — зажжет белорус свечу, свет от нее разольется по всей земле, попадет в самые глубокие и темные норы. Тогда все ужи спешили на помощь добрым людям. А впереди — их король с золотой короной на голове.
Когда ужи ползут в Вырай, то каждую травинку, пенек, дерево обнюхают. Если и человек сразу же понюхает это же растение, то превратится в ужа и с ними вместе уйдет. Ужа, который укусит человека, не пустят в Вырай. И он будет блуждать по земле, пока не замерзнет.
Уж способен превратиться в птицу или человека. Однажды уж полюбил дочку крестьянина. Превратившись в красивого молодца, ходил к ней в гости. Было это летом. Сено скосили, сушить и сгребать самое время, а непрошеный гость придет в дом и сидит, шутит. Никак не может дочь освободиться от гостя и пойти в поле. Отец девушки стал сердиться.
— Наверное, твой отец злится? — спрашивает у девушки молодец.
— Сено скосили, надо сушить, пока дожди не начались, — говорит девушка, — хоть ужа на помощь зови…
На следующий день пришла дочь с отцом на поле, а их сено сложено в копны. Вспомнила девушка вчерашний разговор с гостем, догадалась, в чем дело. Тут уже не до любви, надо спасаться. Посоветовали люди пойти вместе с оборотнем на берег озера, усыпить там его, а когда уснет, дождаться грома и неожиданно разбудить, потому что больше всего на свете ужи боятся грома.
Так девушка и сделала. Позвала гостя на берег озера, приласкала, а тут как раз гром загремел. Девушка и толкнула его в бок. Молодец, испугавшись грома, кинулся в озеро, но на лету ударил девушку рукой по щеке. В воде он превратился из красивого молодца в страшного змея. А на щеке у девушки от удара ужа на всю жизнь остался след.
Активным помощником лесных духов является Сова. Днем она сидит в самой глуши, куда сходятся все злые духи. Ночью, увидев костер, тихо подлетает, садится на сосну и неожиданно вскрикивает. Кто впервые этот крик услышит, напугается и может подхватить Лихоманку.
Священные растения
Наиболее почитаемым деревом был дуб. Он считался деревом Перуна. Под ним белорусы ставили капища — храмы в честь Перуна и небесных богов, где горел негасимый огонь. Его поддерживали, сжигая дубовые поленья.
Купальский цветок. Раз в год на Купалье в лесной чаще распускался цветок папоротника. Цвел он всего несколько мгновений, но тот, кто в это время находил его и срывал, обретал счастье и невероятные возможности: становился сильным, мог понимать язык зверей и трав, знал обо всем на свете.
Перелет-трава, или летучее зелье. Про нее рассказывают, что она способна переноситься с места на место и в своем ночном полете блестит, как звездочка. Счастлив тот, кто ее сорвет, не будет знать в своей жизни горя, все его желания сбудутся. Перелет-трава — зелье счастья.
Разрыв-трава добывается особым способом. Эту траву знают только вещие птицы, например, сорока, сова, сойка. Найдя гнездо с птенцами одной из этих птиц, нужно в нем замазать глиной отверстие так, чтобы птица не могла кормить своих птенцов. Под деревом, на котором свито гнездо, следует разостлать скатерть и самому спрятаться под ней. Побуждаемая писком голодных детенышей, желая освободить их из неволи и накормить, птица полетит искать разрыв-траву. Если она находит ее, то прикладывает к гнезду, и замазка с него спадает. Вот тогда и нужно смотреть на скатерть, не упала ли разрыв-трава. Если найдешь ее, разрежь ладонь на правой руке и сунь под кожу траву. Тогда стоит только толкнуть этой рукой запертую дверь — она отворится, стоит только взяться за замок — он сам открывается.
Считалось, что разрыв-трава помогает удачливым ворам.
Боги и духи болот
Болото для человека — враждебное пространство. Создавали его. темные силы. В нем живет значительное количество духов. Даже Перун не способен своими стрелами достать духов болота. Единственная возможность от них избавиться — осушить болото, тогда они гибнут.
Для Болотника, Багника, Аржавенника и Лозовика характерна взаимопомощь в преследовании жертвы — человека, домашних животных. Но они не взаимодействуют с Водяником, который избегает этих грязных, неаккуратных духов. Не способны они на нежности и ласки, потому что неуклюжи, малоподвижны, понуры. Эти духи ищут жертву, заманивая ее красивыми образами и звуками, в чем сама природа помогает им, подставляя жертвам привлекательную растительность или просто мираж. Когда жертва поддалась коварству и завязла в трясине, запуталась в корнях и стволах лозняка, духи хватают его за ноги и медленно и неуклонно тянут к себе. Расступившаяся поверхность трясины опять сходится и не оставляет следов гибели живого существа.
Болотник мычит, как корова, крякает по-утиному, булькает, будто тетерев, гогочет человечьим голосом, чтобы заманить молодого неопытного охотника.
Каким бы образом ни приманивалась жертва. Болотник в состоянии погубить ее только тогда, когда трясина достаточно глубокая. В противном случае он мучается бессильной злобой. Очень злит Болотника использование людьми болотных лыж, что не позволяет ему завладеть жертвой. До полного бешенства его доводит жаркое лето: не только сам человек смело ходит по его владениям, но нередко проводит по ним коня с возом. Зимой же мерзляк-Болотник корчится и трясется на дне своего жилища, беспокоясь лишь о собственной безопасности: вымерзнет болото — погибнет и он сам. Мало кто видел Болотника, но известно, что он страшно толстый, без глаз, весь в толстом слое грязи, на которую налипли в беспорядке водоросли, мох, всякие водяные насекомые. Все это делает Болотника наиболее безобразным из духов. У него есть братья — Багник и Аржавень.
Аржавень (Аржавенник) — грязно-рыжий, с необычайно толстым животом, тонкими, как стебель хвоща, ногами. Все время рыгает, чем отталкивает от себя даже неразборчивых духов. Все живые существа обходят его жилище. Из-за этого Аржавеннику редко удается заполучить жертву. Животное забегает в аржавенье (место на болоте, покрытое ржавчиной), только спасаясь от хищников, а из людей зайдет разве что ненормальный. В то время, когда Болотник и Багник могут обмануть прохожего и скрыть свое жилище, Аржавеннику это не удается даже зимой. Своей буро-желтой окраской аржавенье обязательно выдаст местонахождение духа.
Аржавенник более спокойный, чем его братья — Болотник и Багник, потому что жаркое лето не высушивает аржавенье, а людям не нужна его неурожайная земля. Дух спокойно валяется на дне своего жилища, обрастая липкими слоями грязи.
Багник живет в болоте, которое никогда не покрывается растительностью и имеет вид грязной и черной лужи. С виду Багник более грязный, нежели Болотник. Он никогда не появляется над поверхностью болота и свое присутствие в нем выдает только пузырьками и мелкой рябью. Он не поднимается с мягкого ложа даже тогда, когда жертва попадает в трясину и гибнет. Он уверен, что ей не спастись и она сама опустится к нему.
Багника не пугают морозы, потому что он обогревает трясину своим теплым дыханием и она редко замерзает. Страх у него возникает тогда, когда люди начинают осушать болота, добывая топливо, удобрения для полей и огородов. В сухое лето полумертвый Багник мучается на дне своего жилища, с нетерпением ожидая дождей.
Боги и духи воды
«Без ног бежит, без глаз глядит». Отгадка всем известна. Конечно, это вода. В начале сотворения мира она олицетворяла хаос, из которого начал формироваться космос.
Белорусы почитают озера, ручьи, криницы. Особенно почитаема криничная вода, которая зовется живой — оздоровляющей, очищающей.
За горами, за морями, где-то на краю света есть две криницы. Из одной бежит живая вода, из другой — мертвая. Живая лечит всякие раны, болезни, дает силу. Мертвая — силу отнимает.
Духи воды стоят ближе к человеку и относятся к нему более лояльно. Отличаются они и по внешнему облику: более чистоплотные, да и покрасивее.
Хозяином всех рыб является Князь рыб. Это веселый юноша с рыбьим хвостом, чем-то похожий на русалку. Он оберегает своих подопечных от рыбаков. В тех водоемах, которыми он владеет, рыбы находятся в безопасности, рыбаки только зря ставят сети.
Время от времени Князь рыб выходит из своих владений на сушу. Внешним видом не отличается от людей, потому что хвост его невидим для простых смертных. В отличие от своих подопечных, может свободно дышать и без воды. Любит веселиться вместе с людьми, потанцевать на праздниках, пошутить с девчатами.
Однажды хозяин рыб загостился у людей — в селе была свадьба, и забыл про свои обязанности. А среди гостей был один чародей, который заметил его рыбий хвост. Он предупредил об этом рыбаков, и те пошли на Двину ловить рыбу и до утра натаскали ее целые горы. Вернулся хозяин домой и узнал, что произошло в его отсутствие. Плакал он целую неделю так, что вся Двина жалобно стонала и волновалась. После этого никогда больше не видели Князя рыб. Но и до этого времени он хозяйничает в водоемах Беларуси, добросовестно исполняя свой долг.
Хозяином водных пространств, будь то целая река или бочка воды, является Водяник (Водяной) — человекоподобный дух воды. У него есть еще несколько имен, в зависимости от того, в какой воде он живет. Тихоня — живет в стоячей воде озер, колодцев. Вирник — в быстрой воде малых рек, ручьев.
По внешнему виду он пожилой мужчина, среднего роста, с длинной бородой лопатой, с такими же длинными волосами на голове в форме клина, гладкой блестящей кожей, расплывчатым лицом, длинными ногами, между пальцами которых — перепонки. Все тело Водяника покрыто волосами, которые, если приглядеться, оказываются тонкими струйками воды. Если Водяник вышел на берег и по каким-то причинам задержался и обсох, он не сможет вернуться в воду и погибает.
Тонкий пласт засохшей тины, который остается от Водяника, оживает вновь, если кто-нибудь сбросит его в воду. Водяник не раз отблагодарит человека, спасая его, если он будет тонуть, или загоняя в его сети рыбу.
На протяжении дня Водяник обычно лежит, распластавшись на дне, и только после захода солнца начинает свою деятельность. Передвигается по своим владениям верхом на соме. Рвет сети и другие рыбачьи приспособления, разрушает плотины на мельницах, подстерегает купальщиков. Может превращаться в сома, щуку и другую рыбу, а также в человека:
Водяников сравнительно немного — по одному на каждый водоем: озеро, пруд, реку, лужу, которая не высыхает, колодец. Водяник — старый кавалер, и в этом особенное несчастье женщин вообще и девушек особенно: при своей старческой неприглядности он любит молодость и красоту.
Его верные слуги — Русалки, прекрасные девушки-утопленницы. В разных местах Беларуси их называют: Купалки, Водяницы, Ласкатухи, Кавки. У них ласковые голубые глаза, которые притягивают жертву, по их прозрачным телам рассыпаются длинные волнистые волосы. Русалки большую часть года живут в водоемах в хрустальных домах под присмотром хозяйки, которую обычно приводит Водяник. Могут жить без воды, пока не подсохнут их кожа и волосы, после чего гибнут. Поэтому они только на короткое время выплывают на поверхность, присаживаются на камень или на берег, чтобы завлечь жертву или расчесать волосы. Только в «русальную неделю» Русалки могут выходить на сушу на длительное время без вреда для себя. Гуляют в рощах и полях, качаются на ветвях деревьев, соблазняют хлопцев и заманивают поближе к воде, чтобы утопить. Уберечься от русалок можно, если при встрече с ними отделить себя от них начертанным на земле кругом или уколоть хотя бы одну из них чем-нибудь стальным. Тогда они все разбегаются и прячутся в воде. Если ночью в лесу услышишь, как кто-то зовет тебя по имени, — ни в коем случае не отзывайся.
Рядом с Русалками в водоемах живут Озерницы. Внешне они напоминают людей, но вместо крови в их жилах течет вода, и тела у них очень холодные. У Озерниц длинные зеленоватые волосы, темная кожа, ступни в виде плавников. Платья носят сплетенные из болотных трав. Разговаривают на непонятном языке, похожем на птичий. По ночам, когда светит луна, Озерницы выходят на берег и поют соловьями. Иногда поют и глубоко под водой. Тогда их пение напоминает кваканье лягушек. Если человек увидит Озерниц, он не должен себя выдавать, иначе они затянут его к себе в воду и уже не отпустят. Это ожидает и того, кто осмелится искупаться в их озере.
Водяной человек — Баламутень, холостяк, который очень любит женщин. Голова напоминает жбан, лицо обрюзглое, глаз почти не видно. Кожа гусиная. У него коротенькие, тоненькие и кривые ноги, большущий живот. Когда у Баламутеня наступает пора любви, он перемещается в те места озера, где бывают женщины: купаются, стирают белье. Заигрывает с ними, мутит воду, щиплет за икры ног, сбрасывает с кладок. Приглядев себе женщину, он ее белье отгоняет в другое место и цепляет за корчи. Когда женщина приходит за ним, показывается ей во всей своей красе. Баламутень наводит на нее чары, и она послушно идет за ним в воду. Баламутень никогда не забирает женщин к себе навсегда, отпускает домой. После этого женщина никогда не утонет.
Росомаха — женщина с распущенными косами. В Росомаху превращаются женщины, которые убили своего ребенка, а сами утопились. Везде появляется с ребеночком на руках, колышет свое дитя, расчесывает ему щучьим гребешком волосики. При приближении людей вместе с ребеночком прячется в воде. Росомахи не вредят людям.
Знали наши предки и морских духов. Возможно, они сталкивались с ними во время морских путешествий. Одного звали Ядерка. Это была красивая девушка с золотыми волосами и бровями.
Водное пространство — не только место обитания череды духов. Вода обладала чудесной силой. Ею очищались от болезней. Она была хранительницей энергии: ею заговаривали и заклинали. На воде гадали и предсказывали судьбу. Знахари широко использовали ее при избавлении человека от недугов. Плюнуть в воду было святотатством перед богами. Священным центром поселений наших предков чаще всего была криница.
В нашем коротком повествовании о белорусской мифологии мы вспомнили о наиболее значимых мифологических персонажах. Многие остались за его рамками: Опивень, Волосень, Ератники, Печурник, Хапун, Шишига… А от некоторых до нас дошли только имена…
Источник: журнал «Нёман», 3-2001